Министерство общего и профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Ростовской области
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 87
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»
по формированию здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек,
противоправного и зависимого поведения среди обучающихся
р.п. Тарасовский
2012-2013 гг.
Пояснительная записка
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают – и как сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы всё больше и лучше, но результат оставляет желать лучшего.
Между тем, здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения физической культуры, т.к она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы - Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.
Нарушение здоровья учащихся за период их обучения в школе – известный факт. Это диктует необходимость пересмотра нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья учащихся, формирования культа здоровья.
Одной из важнейших составляющих физического воспитания в училище является спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в училище организованны секции по волейболу, шейпингу, ОФП, проводятся традиционные спортивные праздники и соревнования, дни здоровья, недели здоровья.
Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием учащихся и активно содействует всестороннему развитию, учит чёткому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
Быть здоровым – выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняют свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяет экономическое развитие страны, её обороноспособность, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребёнок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
Именно поэтому разработанная мной программа «Наше будущее в наших руках» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащейся молодёжи.
Цель:
Поиск оптимальных средств для сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у учащихся отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- воспитательная – воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью; выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.
- обучающая - расширение знаний учащихся о нормах и правилах здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков.
- оздоровительная – укрепление здоровья учащихся, закаливание организма; содействие физическому развитию; снижению психо-эмоционального напряжения, а также профилактика наиболее распространённых заболеваний. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся и целенаправленного отслеживания его в течении всего времени обучения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование отношения учащихся к своему здоровью как, к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья учащихся
- Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
ü обучающиеся;
ü мастера;
ü преподаватели-предметники;
ü врачи-специалисты;
ü родители
I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
1 |
Валеологический анализ расписания уроков |
сентябрь- январь |
2 |
Включение вопросов с определённой валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др. |
в течение всего года |
3 |
Создание на больших переменах условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся (настольный теннис, шашки, шахматы) |
в течение всего года |
4 |
Повышение валеологической грамотности учителей |
в течение всего года |
5 |
Структурирование рабочих учебных программ на основе валеологических принципов |
июнь |
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, уровня развития физических качеств.
1 |
Создание «Паспорта здоровья». |
сентябрь- октябрь |
2 |
Определение подростков «группы риска» |
сентябрь- ноябрь |
3 |
Проверка уровня физической подготовки учащихся |
сентябрь, май |
ü Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья учащихся.
1 |
Плановый медосмотр |
сентябрь- январь |
2 |
Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся |
в течение всего года |
3 |
Плановая диспансеризация учащихся |
октябрь |
4 |
Тестирование учащихся и родителей с целью определения психологического и духовного климата в семье. |
сентябрь |
5 |
Проведение тематических родительских собраний |
октябрь, май |
6 |
Индивидуальная работа с проблемными и конфликтными семьями по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений среди учащихся |
в течение всего года |
Психолого-педагогическая работа – вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, популяризация занятий физической культурой и спортом.
1 |
Организация работы спортивных секций; проведение тематических недель, классных часов по пропаганде здорового образа жизни; проведение спортивных соревнований и праздников, тематических вечеров и дискотек. |
в течение всего года |
2 |
Организация взаимодействия между училищем- комиссией по делам несовершеннолетних- органами внутренних дел. |
в течение всего года |
3 |
Проведение групповой и индивидуальной психо-коррекционной работы с учащимися. |
в течение всего года |
ü Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам.
1 |
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация работы лектория «Мы за здоровый образ жизни!», проведение тематических недель, спортивных соревнований и праздников. |
в течение всего года |
2 |
Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголка здоровья. |
в течение всего года |
3 |
Воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек) |
в течение всего года |
II. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»
№ п/ п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
I. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся; мониторинг здоровья учащихся |
|||
|
А)Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. |
сентябрь- октябрь |
Медицинская сестра, классные руководители, мастера, преподаватель физкультуры |
Б)Тестирование: - отношение подростков к наркотикам, алкоголю, табакокурению. - определение уровня физической подготовки по группам. |
|||
В)Предварительное определение подростков «Группы риска» |
|||
|
Мониторинг здоровья учащихся. |
сентябрь, январь |
Медицинская сестра, преп. физкультуры |
|
Анализ посещаемости и пропусков занятий учащимися по болезни. |
в течение всего года |
Медицинская сестра, классные руководители, мастера |
|
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) |
в течение всего года |
Зам. директора по УМР.
|
II. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в училище |
|||
|
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: - проветривание; - освещение; - отопление; - уборка |
ежедневно 1р. в неделю 2 раза в год ежедневно |
Зам. директора по АХЧ, зам. директора по УВР, медицинская сестра, мастера |
|
Контроль за качеством питания |
ежедневно |
Зам. директора по УВР, медицинская сестра, дежурные мастера |
|
Прививки учащихся согласно приказам Минздрава |
в течение всего года |
Медицинская сестра |
|
Профилактическая работа во время эпидемии |
в течение всего года |
Медицинская сестра |
|
Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, полезные советы |
в течение всего года |
Медицинская сестра |
№ п/ п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
III. Физическое воспитание, организация активного отдыха |
|||
9. |
Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры. |
в течение всего года |
Преп.физкультуры |
10. |
Организация активного отдыха на большой перемене. |
постоянно |
Преп.физкультуры |
11. |
Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала и фойе клуба. |
постоянно |
Преп.физкультуры |
12. |
Организация и проведение спортивных соревнований и праздников, участие в районных соревнованиях по различным видам спорта. |
в течение всего года |
Преп.физкультуры |
13. |
Организация и проведение дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. |
в течение всего года |
Зам. директора по УВР, мастера, кл.руководители |
14. |
Работа спортивных секций. |
в течение всего года |
Преп.физкультуры |
IV. Профилактика травматизма |
|||
15. |
Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов). |
в течение всего года |
Зам. директора по УВР, мастера, кл. руководители, преп. предметники |
16. |
Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности. |
в течение всего года |
мастера, классные руководители |
17. |
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и физическая культура. |
по программе |
Руководитель ОБЖ, преп. физкультуры |
18. |
Статистика и анализ случаев травматизма. |
в течение всего года |
Зам. директора по УВР, медицинская сестра |
V. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек |
|||
19. |
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, физическая культура, биология. |
в течение всего года |
Руководитель ОБЖ, преп. физкультуры, преп. биологии |
20. |
Тематические классные часы (см.приложение 1) |
в течение всего года |
кл. руководители, рук.физвоспитания |
21. |
Конкурсы, викторины, соревнования (см.приложение 2) |
по плану |
кл. руководители, рук.физвоспитания |
22. |
Встречи с сотрудниками наркологического диспансера |
По плану |
Зам. директора по УВР |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
- Профилактика простудных заболеваний.
- береги здоровье смолоду.
- Что такое здоровье.
- Гигиена юношей и девушек.
- О вредных привычках.
- Имя беда наркотик.
- Гармония тела.
- Победить зло.
- Почему принимают наркотики.
- Семь бед один ответ.
- Умей сказать нет!
- Не позволяй душе лениться.
- Вся правда о пиве.
- Вся правда о курении.
- Жизнь в тумане.
- Наркотики и их жертвы.
- Культура одежды.
- Культура питания.
- Режим дня это серьезно.
- Правильно дышать значит, долго жить!
- Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
- В здоровом теле здоровый дух!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
- Конкурсы рисунков:
- «Я за Здоровый образ жизни!»
- «Зелёная аптека»
2. Конкурс плакатов:
- «Жизнь без наркотиков»
- «Нет вредным привычкам!»
- «С физкультурой дружить крепким и здоровым быть!»
- «Осторожно, СПИД!»
3. Викторины:
- «Кушайте на здоровье!»
4. Ролевые игры
- «Суд над сигаретой»
- «Подросток в мире вредных привычек»
5. Весёлые страты:
- «Группа, мастер, я – спортивная семья!»
- «Донцы- молодцы»
- «Русская зима»
6. Спортивные соревнования:
- по волейболу;
- по лёгкой атлетике
- по настольному теннису;
- по футболу;
- стрельбе из пневматической винтовки