Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГБОУ НПО РО ПУ № 87
Программа
организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ №87
ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
Актуальность программы
За последние годы по данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой и совершивших попытки суицида, остаётся одним из высоких показателей в стране. Попытки суицида (суицид) подростков совершаются из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих, дискриминации, связанной с ВИЧ-инфекцией. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл в жизни дети. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Так же причиной попыток суицида может быть алкоголизм и наркомания, индивидуальные психологические особенности обучающихся, внутриличностный конфликт.
Изучение проблемы суицида (попытки суицида) среди подростков училища показывает, что в целом ряде случаев решались на самоубийство или попытки суицида в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов, близких на свои проблемы.
Таким образом, появилась проблема в масштабе страны, области, района и нашего образовательного учреждения. Для решения проблемы необходима программа по созданию профилактики суицидальных проявлений.
Программа направлена на помощь обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, по нескольким принципам:
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого подростка.
- Принцип ориентации на зону ближайшего окружения каждого обучающегося.
Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида (суициду) категорией является категория обучающихся различных «групп риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети-сироты, подростки страдающие различными заболеваниями. Дети-сироты уже изначально являются «группой риска», склонной к суициду. Предпосылками являются: отягощенная наследственность, социально-психологическая дезадаптация, нарушение или отсутствие общения с семьёй, эмоциональная депривация. На фоне этого у подростков-сирот развивается эмоциональная нестабильность, снижение уровня самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и т. д. Поэтому попытки суицида данного контингента не исключены. Чаще всего наблюдается демонстративное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение встречается гораздо реже.
Комплексно-целевая программа рассчитана на 3 года, для обучающихся в возрасте от 15-22 лет.
Цель программы
Адаптация обучающихся к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении).
Задачи
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
- Создание системы педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации.
- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов учащихся.
Ожидаемый результат
Критерии эффективности
|
Показатели |
Методика изучения |
Сформированность потребности в улучшении физического и психического здоровья |
% обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности; % обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках. |
Педагогическое наблюдение Методика «Шкала тревожности» Филипса Оценка личностных особенностей |
Оптимизация взаимоотношений в семье, в ученическом коллективе; |
% обучающихся, успешно прошедших адаптацию; % высоких оценок психологического климата в коллективе, семье; |
Наблюдение Тестирование «Социометрия», «Самооценка», «Общителен ли я?», «Оценка отношений подростка с группой», «Детско-родительские отношения»
|
Снижение процента агрессивности, конфликтности; |
% обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности; Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями |
Методика «Состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки Методика «Дом-Дерево-Человек
|
Механизм реализации программы
1. Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится в 2 раза в год.
2. Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, тестирования.
3. Система воспитательной работы (классные часы, беседы, диспуты, дни здоровья);
4. Совместная работа с учреждениями города КПДН, отдела МВД Тарасовского района, МБУЗ ЦРБ, МУП «РДК», МУП «ЦРБ»: лекции, консультации, индивидуальные собеседования, направленные на улучшение эмоционального состояния обучающихся, профилактику заболеваний ИППП/ ВИЧ/ СПИД, реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Основные направления деятельности
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.
Содержание основных понятий
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
План мероприятий по предупреждению суицидальных проявлений
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации |
В течение года |
Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних |
2 |
Составление базы данных по социально неблагополучным детям и подросткам |
Ежеквартально |
Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних |
3 |
Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий с обучающимися, состоящими в «группе риска» |
В течение года |
Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних, ДЮСША, ДДТ |
4 |
Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот |
В течение года |
Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних, медсестра, отдел по работе с молодежью администрации Тарасовского района |
5 |
Внедрение и реализация системы просвещения обучающихся по профилактике вредных привычек |
В течение года |
Зам.директора по УВР, мастера п/о, рук.физвоспитания |
6 |
Проведение цикла мероприятий (беседы, диспуты, тренинги, классные часы, уроки и т.д.) на темы: - в поисках хорошего настроения; - профилактика вредных привычек; - учимся снимать усталость; - толерантность-этика будущего; - способы преодоления тревоги; - способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями; - стресс в жизни человека (способы выхода из стрессовых ситуаций) - способы саморегуляции эмоционального состояния "Как сказать «Нет»!"; - не сломай свою судьбу! (подроcток и наркотики) и др.
|
В течение года, согласно планам |
Зам.директора по УВР, мастера п/о, библиотекарь, воспитатели, рук.физвоспитания |
7 |
Проведение мероприятий игровой направленности по обеспечению психолого-педагогической поддержки обучающихся по следующим тематикам: - игра "В чем смысл жизни?"; - "Ты и я - такие разные"; - "Барьеры непонимания"; - "Нарисуй подарок самому себе" (по повышению самооценки) и др. |
В течение года |
Зам.директора по УВР, мастера п/о, библиотекарь, воспитатели, рук.физвоспитания |
8 |
Доведение информации до сведения обучающихся о номере общероссийского телефона доверия |
сентябрь |
Зам.директора по УВР |
9 |
Проведение бесед для педагогов согласно следующим тематикам: - суицид и меры профилактики; - психологический климат в группах; –профилактика конфликтных ситуаций в подростковой и молодежной среде; - рекомендации ИПР по индивидуальному подходу к обучающимся. |
В течение года |
Зам.директора по УВР |
Литература
- Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде).
- Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
- Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
- Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
- Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
- Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток".
- Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september