Сделать домашней|Добавить в избранное
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 
Главная страница » Методическая работа » Методические разработки » Урок литературы"Кто такой Чичиков..." Г.В.Чердымова
на правах рекламы
Добр!

Урок литературы"Кто такой Чичиков..." Г.В.Чердымова

Автор: Admin от 23-04-2012, 11:21
  • 0

Тема: "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?"

(для группы I курса по профессии «Коммерсант в торговле»)

Цели: 1. Выяснить значение образа главного героя; попытаться ответить на вопрос: "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?" Со­вершенствовать навыки анализа текста.

            2. Развивать речь учащихся, учить участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать негативное отношение к людям, которые ради собственного обогащения и  благополучия готовы переступить через нравственные, моральные принципы.

Тип урока: проблемный.

Вид урока: урок – исследование.        

Методические приемы: беседа, анализ текста, комментарии учителя, проблемный вопрос, дискуссия, просмотр презентации.

Оформление доски: Число, тема.

Ход урока:  I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, оформление тетрадей.                   

II. Экспозиция. Ввод в тему урока.                                                                            Беседа.

(Слайд 1). Звучит отрывок «Тройка».

Эти строки, наверное, знакомы всем, кто когда-либо учился в школе. Знаменитая гоголевская птица-тройка, а кого же она везёт?      (Павла Ивановича Чичикова).

          Этого…Чичикова, который мёртвые души скупал, ездил по краю. … Русь- тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - …

 Тема нашего урока звучит как вопрос: "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?"

(Слайд 2).

Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову, главному герою поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, не ослабевает и сейчас.

 

 -  А как характеризует Чичикова сам Гоголь?     (Слайд 3).

            Н. В. Гоголь называет Чичикова в 11 главе подлецом.

           

                    И в той же главе звучит иная характеристика: «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель».

Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?

В течение урока мы должны попытаться ответить на этот вопрос.

 

Сообщение целей урока. (Слайд 4).

 

III. Работа с текстом. Пообразный анализ.                                                            Беседа.   

          Для того, чтобы выяснить значение образа главного героя, нам нужно собрать о герое как можно больше информации.

- Когда мы впервые встречаемся с героем?   (Слайд 5).          (Уже в 1 гл.).

-  Опишите внешность героя.  (Слайд 6).    (В бричке сидел господин…) 

(Ничего примечательного во внешности).

 

Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ?       (Слайд 7).    

Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.

Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.

Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.

Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.

 

 (Умел всем понравится, способен поддержать любую беседу, обходительнейший человек, имеет изысканные манеры и т.д.)

 

- А как характеризуют Чичикова помещики, у которых он покупал мёртвые души?(Слайд 8).

Манилов: «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором».

 

Собакевич: “Чичиков – хороший человек». (Слайд 9).

Коробочка: «А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить.. (Слайд 10).

Плюшкин: «Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном». (Слайд 11).

Таким образом, Чичиков произвёл на всех помещиков приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.

- Сравните Чичикова с другими героями. Чем он похож на тех, с кем он обделывает дела?

(Чичиков может быть деликатен, как  Манилов, способен копить упорно, как Коробочка, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот был еще настоящим хозяином.)

 

-  Каковы отличительные черты в характере Чичикова?

(Поразительная гибкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями. Чичиков, в отличие от помещиков, наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице).

***Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет его биография.

Обратимся к 11 главе и продолжим собирать информацию о герое по плану:      (Слайд 12).

  1. Детские годы Чичикова.
  2. Учеба в училище.
  3. Служба в казенной палате.
  4. Участие в строительной комиссии.
  5. Служба на таможне.
  6.  Изобретение нового способа обогащения.

(1) Детские годы Чичикова.

- Что рассказывает Гоголь о происхождении и детстве Чичикова?

( Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает; лицом он на них не походил… Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!).

 

- Какой совет получил он от отца, поступая в учи­лище?             (Слайд 13).

( «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»).

 (2) Учеба в училище.

- Как воспользовался Чичиков советом отца?

- Как прошли его школьные годы? (Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям, эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.)

- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь? (Обогащение, поклонение копейке.)

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость.

 Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.

(3). Служба в казенной палате.

- С чего началось служебное поприще Чичикова?
- Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

( Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­зу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

***Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

(4.) Участие в строительной комиссии.

- Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?

- Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова — участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­крадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ды его «трудов», но не заставила отступить.)

(5.) Служба на таможне.

- Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

(Как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальст­ву, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­циям, и они принесли ему полумиллионное состояние.)

- Почему она закончилась крахом?

(Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков  поссорился со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.)

Вывод: Следовательно, этапы служебной карьеры героя — это история его взлетов и падений, у Чичикова обнаруживаются такие черты  характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­мимость и упорство, расчетливость, хитрость.

— Как реагировал Чичиков на все свои жизненные  неудачи и провалы?

(После каждой неудачи приходи­лось начинать все заново, почти с нуля, однако это его не останавливало. Даже после катастрофы на тамож­не, которая, казалось, могла «охла­дить и усмирить навсегда человека», в нем не потухла непреодолимая страсть к приобретательству: «Он был в горе, досаде, роптал на весь свет, сердился на не­справедливость судьбы, негодовал на несправедли­вость людей и, однако же, не мог отказаться от но­вых попыток...»)

(6.) Изобретение нового способа обогащения.

- Как возникла у него мысль о при­обретении «мертвых душ»?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

***Историческая справка***                                                              Сообщение учащегося.

          Еще с петровского времени в России проводилась ревизия крепостных душ, в результате которых составлялись  ревизские списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него всё равно надо было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми, скупал Чичиков. Их можно  было заложить в Опекунском совете и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за  нее пришлось заплатить. В Опекунском совете за душу могли дать  до 250 рублей, т. е., в сотни раз больше. Деньги полагалось вернуть  в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать.

 

- Итак, какие жизненные идеалы у героя? (Накопительство, обогащение).

- Что беспокоит Чичикова по-настоящему на протяжении всей жизни? (Его личное благополучие).

 

***Мысль о приобретении мёртвых душ – ещё одна попытка достичь этого благополучия любой ценой.

- А какой же ценой? Можно ли обвинить героя в нарушении законов?

 (В покупке «мертвых душ» не был прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не от­меняла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну.  Значит, официально он оставался как бы живым. А живо­го помещик имел право продать за любую сумму.)

 

***Итак, Чичиков - подлец и мошенник не более, чем любой чи­новник города N, «знающий дело». Подлость Чичикова - выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добро­детельной и почтенной.

          Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков.  Приобретение в 40-е года XIX в. - своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». 

- Скажите, а сегодня является ли актуальной эта мораль?

- Разве деньги в нашей жизни не решают очень и очень многое?

- А может как раз такие люди, как Павел Иванович Чичиков, умеющие из всего делать деньги,  и нужны в современной России? Может быть,  за ними будущее?

 

IV. Ответ на проблемный вопрос. ***Вот мы и подошли к нашему вопросу, вынесенному в тему урока.

"Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?"

 

Дискуссия.

 

V. Д. з. Творческая работа.  Так как ваша будущая профессия «Коммерсант в торговле», я предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу: письменно ответить на вопрос: «Плохим или хорошим коммерсантом мог бы быть Чичиков?» (Слайд 14).

 

VI. Итог урока. (Слайд 15).       

Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши. Отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу.

Деловая хватка, энергия, упорство, тонкое чутьё и знание характеров людей могли бы помочь Чичикову стать неплохим предпринимателем, но стремление к удовлетворению любыми средствами своих эгоистических интересов путём обмана и предательства вызывают у нас негативное отношение к этому герою.            

 

  Оценки за урок.

 


Теги: преподаватель, Чердымова, Галина, Владимировна, Разработчик, приобретатель, такой, Чичиков, подлец, литературы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.