Тема: "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?"
(для группы I курса по профессии «Коммерсант в торговле»)
Цели: 1. Выяснить значение образа главного героя; попытаться ответить на вопрос: "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?" Совершенствовать навыки анализа текста.
2. Развивать речь учащихся, учить участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать негативное отношение к людям, которые ради собственного обогащения и благополучия готовы переступить через нравственные, моральные принципы.
Тип урока: проблемный.
Вид урока: урок – исследование.
Методические приемы: беседа, анализ текста, комментарии учителя, проблемный вопрос, дискуссия, просмотр презентации.
Оформление доски: Число, тема.
Ход урока: I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, оформление тетрадей.
II. Экспозиция. Ввод в тему урока. Беседа.
(Слайд 1). Звучит отрывок «Тройка».
Эти строки, наверное, знакомы всем, кто когда-либо учился в школе. Знаменитая гоголевская птица-тройка, а кого же она везёт? (Павла Ивановича Чичикова).
Этого…Чичикова, который мёртвые души скупал, ездил по краю. … Русь- тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - …
Тема нашего урока звучит как вопрос: "Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?"
(Слайд 2).
Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову, главному герою поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, не ослабевает и сейчас.
- А как характеризует Чичикова сам Гоголь? (Слайд 3).
Н. В. Гоголь называет Чичикова в 11 главе подлецом.
И в той же главе звучит иная характеристика: «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель».
Так кто же такой Чичиков: “подлец, “приобретатель” или …?
В течение урока мы должны попытаться ответить на этот вопрос.
Сообщение целей урока. (Слайд 4).
III. Работа с текстом. Пообразный анализ. Беседа.
Для того, чтобы выяснить значение образа главного героя, нам нужно собрать о герое как можно больше информации.
- Когда мы впервые встречаемся с героем? (Слайд 5). (Уже в 1 гл.).
- Опишите внешность героя. (Слайд 6). (В бричке сидел господин…)
(Ничего примечательного во внешности).
— Какое впечатление Чичиков сумел произвести на чиновников города N ? (Слайд 7).
Губернатор: “Чичиков - благонамеренный человек”.
Прокурор: “Павел Иванович - дельный человек”.
Полицмейстер: “Он почтенный и любезный человек”.
Председатель палаты: “Знающий и почтенный человек”.
(Умел всем понравится, способен поддержать любую беседу, обходительнейший человек, имеет изысканные манеры и т.д.)
- А как характеризуют Чичикова помещики, у которых он покупал мёртвые души?(Слайд 8).
Манилов: «Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором».
Собакевич: “Чичиков – хороший человек». (Слайд 9).
Коробочка: «А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить.. (Слайд 10).
Плюшкин: «Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном». (Слайд 11).
Таким образом, Чичиков произвёл на всех помещиков приятное впечатление. Значит, Чичиков – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Александр Иванович Герцен назвал “мёртвыми душами”, а Гоголь – “небокоптителями”.
- Сравните Чичикова с другими героями. Чем он похож на тех, с кем он обделывает дела?
(Чичиков может быть деликатен, как Манилов, способен копить упорно, как Коробочка, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот был еще настоящим хозяином.)
- Каковы отличительные черты в характере Чичикова?
(Поразительная гибкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чичиков начинает “с нуля” и пробивает дорогу собственными усилиями. Чичиков, в отличие от помещиков, наделён волей, энергией, у него есть цель, к которой он, преодолевая преграды, неустанно стремится. Терпеливо, упорно он преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по служебной лестнице).
***Большое значение для понимания характера и жизненных целей героя имеет его биография.
Обратимся к 11 главе и продолжим собирать информацию о герое по плану: (Слайд 12).
- Детские годы Чичикова.
- Учеба в училище.
- Служба в казенной палате.
- Участие в строительной комиссии.
- Служба на таможне.
- Изобретение нового способа обогащения.
(1) Детские годы Чичикова.
- Что рассказывает Гоголь о происхождении и детстве Чичикова?
( Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает; лицом он на них не походил… Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!).
- Какой совет получил он от отца, поступая в училище? (Слайд 13).
( «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»).
(2) Учеба в училище.
- Как воспользовался Чичиков советом отца?
- Как прошли его школьные годы? (Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям, эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.)
- Какую цель поставил перед собой Чичиков, вступая в жизнь? (Обогащение, поклонение копейке.)
Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость.
Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры.
(3). Служба в казенной палате.
- С чего началось служебное поприще Чичикова?
- Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?
- Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?
( Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сразу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в истории со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни может быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, порядочности, сковывающих его, что эти принципы мешают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)
***Мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.
(4.) Участие в строительной комиссии.
- Куда перешел Чичиков из казенной палаты?
- Чего достиг на новом месте?
- Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?
(Следующий этап служебной карьеры Чичикова — участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значительно превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожиданно в комиссию был назначен новый начальник, объявивший решительную войну взяточничеству и казнокрадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, разразившаяся над ним, снесла почти до основания плоды его «трудов», но не заставила отступить.)
(5.) Служба на таможне.
- Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?
(Как и раньше, Чичиков начинает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже новый чин, он снова переходит к мошенническим операциям, и они принесли ему полумиллионное состояние.)
- Почему она закончилась крахом?
(Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков поссорился со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.)
Вывод: Следовательно, этапы служебной карьеры героя — это история его взлетов и падений, у Чичикова обнаруживаются такие черты характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство, расчетливость, хитрость.
— Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы?
(После каждой неудачи приходилось начинать все заново, почти с нуля, однако это его не останавливало. Даже после катастрофы на таможне, которая, казалось, могла «охладить и усмирить навсегда человека», в нем не потухла непреодолимая страсть к приобретательству: «Он был в горе, досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей и, однако же, не мог отказаться от новых попыток...»)
(6.) Изобретение нового способа обогащения.
- Как возникла у него мысль о приобретении «мертвых душ»?
(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопотал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)
***Историческая справка*** Сообщение учащегося.
Еще с петровского времени в России проводилась ревизия крепостных душ, в результате которых составлялись ревизские списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него всё равно надо было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми, скупал Чичиков. Их можно было заложить в Опекунском совете и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за нее пришлось заплатить. В Опекунском совете за душу могли дать до 250 рублей, т. е., в сотни раз больше. Деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать.
- Итак, какие жизненные идеалы у героя? (Накопительство, обогащение).
- Что беспокоит Чичикова по-настоящему на протяжении всей жизни? (Его личное благополучие).
***Мысль о приобретении мёртвых душ – ещё одна попытка достичь этого благополучия любой ценой.
- А какой же ценой? Можно ли обвинить героя в нарушении законов?
(В покупке «мертвых душ» не был прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну. Значит, официально он оставался как бы живым. А живого помещик имел право продать за любую сумму.)
***Итак, Чичиков - подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города N, «знающий дело». Подлость Чичикова - выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной.
Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков. Приобретение в 40-е года XIX в. - своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
- Скажите, а сегодня является ли актуальной эта мораль?
- Разве деньги в нашей жизни не решают очень и очень многое?
- А может как раз такие люди, как Павел Иванович Чичиков, умеющие из всего делать деньги, и нужны в современной России? Может быть, за ними будущее?
IV. Ответ на проблемный вопрос. ***Вот мы и подошли к нашему вопросу, вынесенному в тему урока.
"Кто такой Чичиков: подлец, приобретатель или ...?"
Дискуссия.
V. Д. з. Творческая работа. Так как ваша будущая профессия «Коммерсант в торговле», я предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу: письменно ответить на вопрос: «Плохим или хорошим коммерсантом мог бы быть Чичиков?» (Слайд 14).
VI. Итог урока. (Слайд 15).
Стремление приобрести копейку, руководившее Чичиковым с раннего детства, превратилось в страстную жажду богатства. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Любые средства для достижения цели хороши. Отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивает в главном герое всё человеческое, растлевает его душу.
Деловая хватка, энергия, упорство, тонкое чутьё и знание характеров людей могли бы помочь Чичикову стать неплохим предпринимателем, но стремление к удовлетворению любыми средствами своих эгоистических интересов путём обмана и предательства вызывают у нас негативное отношение к этому герою.
Оценки за урок.