Неделя русского языка и литературы.
C 18.03.2019 г. по 22.03.2019 г. в ГБПОУ РО «ТМПТ» проходила неделя русского языка и литературы под руководством преподавателей русского языка и литературы Чердымовой Г. В. и Нагорной Л. В.
Цель проведения: активизация творческого потенциала обучающихся, развитие интереса к изучению русского языка и литературы.
Задачи:
- через задания Олимпиады, кроссворды, ребусы, викторины проверить степень усвоения знаний, формировать навыки самоконтроля;
- способствовать самореализации и самоутверждению через постижение собственного творческого потенциала;
- расширить кругозор обучающихся.
План Недели составлялся с учетом реальных коммуникативных потребностей обучающихся и ее содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Все мероприятия Недели были призваны стимулировать творческую активность обучающихся.
В Олимпиаде по русскому языку и литературе обучающимся предлагалось выполнить восемь заданий различной направленности, от тестов, проверяющих теорию, до ребусов и филворда на сообразительность, побуждающих мыслить нестандартно и творчески. Наибольшее количество баллов набрали и стали победителями Сахнюк Анастасия (гр.№ 4) – I место; Шмелева Виталина (гр.№ 4) – II место; Ляшко Анна (гр.№ 4) – II место; Прохорова Валерия (гр.№ 4) – II место; Кочетова Валерия (гр.№ 12) – II место; Ефремова Анна (гр.№ 12) – II место.Все победители олимпиад были награждены грамотами.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе “О скверном и святом…”ставило своими целями показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.
Мероприятие вызвало живой интерес обучающихся, одноимённое стихотворение Э. Асадова нашло отклик в их сердцах и заставило задуматься над необходимостью избегать в своей речи скверных слов, которые энергетически разрушают самого бранящегося и оказывают влияние на организм на генном уровне.
Урок-игра «Веселый урок лингвистики» был проведен с обучающимися группы №11, которые повышали познавательный интерес к предметам "Русский язык" и "Литература" через различные занимательно-познавательные задания, закрепляя знания и умения, полученные на уроках. Выполнение заданий было связано не только с русским языком и литературой, но и с эрудицией, смекалкой.
В ходе урока обучающиеся разбившись на две команды «Знатоки» и «Умницы» обошлись без трудных правил и упражнений, но получили много позитивных эмоций, выполняя задания “Отгадай иллюстрацию”(назвать произведение и автора), «Слова-иностранцы», «Игра в портреты»(назвать изображенных писателей и поэтов), “Звучащая классика”(по отрывкам музыкальных композиций, написанных на стихотворения русских поэтов угадать литературный источник). А задание “Исправь рекламщика”, где предлагалось увидеть в рекламе и объяснить ошибки, сделали урок по настоящему веселым.
Урок-квест «Что есть истина?» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» проводился в форме соревнования между обучающимисяII курсов групп №12 и №14. Использование квест-технологии как ведущей технологии урока способствовало развитию познавательных навыков, логического мышления, аналитических способностей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения видеть, формулировать и решать проблему.В уроке были использованы также элементы проблемного обучения. Сформулированные обучающимися совместно с преподавателем цели урока 1. На основе анализа романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» подойти к одному из главных философских вопросов: что есть истина? 2. Воспитание моральных и нравственных качеств обучающихся. 3. Полное погружение обучающихся в атмосферу романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через форму урока-квеста, углубление восприятия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через умение анализировать текст художественного произведения, самостоятельно делать выводы были достигнуты в ходе напряженной, но интересной борьбы между обучающимися II курса групп №12 и №14. С небольшим отрывом победили парни из группы №14 по профессии «Автомеханик».
Урок-квест «Архипелаг невыученных уроков» был проведен с обучающимися группы №6. Решались такие учебные задачи: обобщить знания по темам «Правописание приставок», «Словообразование», «Прямое и переносное значение слова», «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы», «Активный и пассивный словарный запас», «Число и род имен существительных», «Понятие о частях речи».
Как всякая игра, квест подразумевает условности, и начался он со слов «Представьте себе, что вы совершали путешествие на огромном океаническом лайнере. Но разбушевавшаяся стихия стала причиной бедствия, в результате которого вы оказались в открытом море разделенные на 2 группы. Вы знаете, что материк недалеко. Оглядевшись, увидели, что на пути к материку – архипелаг, т.е. группа островов, расположенных близко друг к другу. Благодаря этому вы сможете добраться до материка и спастись. Но необходимо пройти 4 острова и выполнить ряд заданий по русскому языку. Только пройдя все острова, вы доберётесь до материка, где ждет награда».
Путешествуя по островам: «Морфология», «Словообразование», «Лексика» и «Грамматика», ребята подбирали синонимы, указывали значение слов, фразеологизмов, разгадывали шарады, ребусы и выполняли много других интересных заданий, развивая умение применять полученные знания на практике, логическое мышление, умение работать в коллективе. Обе команды набрали одинаковое количество баллов.