Неделя Русского языка и Литературы.
C 14.11.2022 г. по 19.11.2022 г. в ГБПОУ РО «ТМПТ» проходила неделя русского языка и литературы под руководством преподавателей русского языка и литературы Чердымовой Г. В. и Нагорной Л. В.
Цель проведения: активизация творческого потенциала обучающихся, развитие интереса к изучению русского языка и литературы. План Недели составлялся с учетом реальных коммуникативных потребностей обучающихся и ее содержание отвечало таким требованиям, как коммуникативно-побудительная направленность, информативность, образовательная ценность и доступность. Все мероприятия Недели были призваны стимулировать творческую активность обучающихся.
Преподавателем Чердымовой Г. В. были проведены следующие мероприятия: Конкурс «Знатоки русского языка»; урок-квест «Что есть истина?» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; «Говорун-шоу»; Литературная викторина.
В конкурсе «Знатоки русского языка» принимали участие обучающиеся групп №12, 3, 19, 7. Конкурс состоял из двух туров. В первом туре ребятам нужно было на скорость ответить на вопросы из истории и теории русского языка, а также были вопросы на смекалку. Во втором туре давалось описание разных жизненных ситуаций, а ребятам нужно было вспомнить пословицы и поговорки, подходящие по смыслу к данной ситуации. Наибольшее количество баллов набрали Парфентьева В. – 6 баллов (группа №3) – 1 место, Воскобойникова А. – 5 баллов (группа №3) - 2 место; Гукалова Дана – 5 баллов (группа №12) – 2 место; Скорченко В. – 4 балла (группа №19) – 3 место, Полуэктов Д. – 5 баллов (группа №7 ) - 2 место, Барилов О. – 6 баллов (группа №7) – 1 место.
Конкурс «Говорун-шоу» проводился между группами №2 и №14 I курса, группами №18 и №9 II курса. Целью мероприятия была пропаганда нормативного русского языка среди обучающихся техникума. Обучающимся были предложены следующие задания:
«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК». Задача команды была правильно и быстро произнести скороговорку. «КОНКУРС АССОЦИАЦИЙ». Каждая команда получила карточку со словом. Задача команды была назвать как можно больше ассоциаций к этому слову, а другая команда должна была отгадать это слово. «РАССКАЗ ПО ЗАДАННОМУ НАЧАЛУ ИЛИ КТО БОЛЬШЕ НАГОВОРИТ». Задание требовало умения фантазировать и сочинять. Командам предстояло по заданному началу придумать продолжение рассказа. Правила этого конкурса: первый начинает рассказ, как только он останавливается (по сигналу) – второй продолжает первого и так далее. Каждому участнику давалось 30 секунд.
«Теперьяподнимитетоже», эта фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Нужно было определить эти варианты.
В конкурсе капитанов капитаны команд на скорость отвечали на различные вопросы. В конкурсе «ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА участники должны были представить себе, что им нужно пройти конкурс на очень престижную работу. Они должны были разыграть сценку и показать себя в должности, которая выпала по жребию. Игру судило жюри в составе преподавателя химии и биологии Клейменовой И. В. и мастера п/о Опарина Е. А.
Победителями стали команды группы №14 и №18. Среди обучающихся жюри отметило хорошую теоретическую подготовку капитана команды группы №18 Олиференко М., а также отличились обучающиеся группы №18 Демоненко М., группы №14 Шапарь А., Чёрный Э.
В «Литературной викторине» участвовала группа № 16 и №19.
Целью «Литературной викторины» было закрепление изученных знаний обучающихся.
Участники отвечали на вопросы на экране. За каждый правильный ответ участник получал балл (одну фишку). Победители викторины получили «5». Остальные по мере участия в игре. Победителями викторины стали Ковалёв Н. группа №16 и Зубчик А. группа №19, набравшие наибольшее количество баллов.
Преподавателем НагорнойЛ.В. были проведены такие мероприятия как квест-игра «Путешествие по Словограду» в группах №5 и №6, урок – литературно-музыкальная гостиная «Рок - поэзия или музыка» в группе №10, нетрадиционный урок о поэтах-шестидесятниках «Изгиб гитары жёлтой» в группе №9..
Главным гостем на каждом мероприятии Недели русского языка и литературы в группах 1 курса был его величество Русский язык, могучий, прекрасный русский язык.
С целью обобщить и систематизировать знания обучающихся об историзмах и архаизмах, иностранной лексике и фразеологизмах; развивать аналитическое мышление, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов; воспитывать интерес к русскому языку и положительное отношение к знаниям в группе № 5 по профессии «Повар, кондитер» была проведена игра «Слово – дело великое». Пять туров игры выявили победителей, которые сумели дать толкование понятий «честь» и «совесть», вспомнить пословицы и поговорки, фразеологизмы, разгадать зашифрованное письмо. Награды получили самые активные: Моренко В., Белова К., Быкадорова А., Курнаков И., Пруцакова Д.
В квест-игре «Путешествие по Словограду» приняли участие ребята группы №6 по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». На Проспекте Мудрости команды должны были составить крылатые выражения, в Парке Кроссвордов команды вспоминали, из каких частей состоит велосипед, и правильно вписывали слова в клетки, на Площади Ребусов разгадали слова: глагол, подлежащее, сказуемое, союз, окончание и др., на Бульваре Архаизмов команды указывали части тела словами, вышедшими из употребления вследствие замены их новыми, посетили Переулок Загадок, а на улице Словообразовательной составили 55 слов!!! из букв предложенного слова «Простокваша». Победила дружба, но самые активные получили сладкие призы: Кривошлыков А., Ковалинский В., Игнатов Д..
У мероприятий для обучающихся 2 курса были иные цели: приобщиться к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям поэтов-шестидесятников, развить интерес к литературе как учебной дисциплине и виду искусства, воспитывать «чувство слова». При проведении мероприятий использовались мультимедийные интерактивные средства в сочетании с аудиовизуальным при выводе изображения на большой экран, что, существенно, повысило наглядность мероприятия.
Нетрадиционный урок литературно–музыкальный час «Изгиб гитары желтой» прошел в группе № 9 по профессии «Повар, кондитер. Обучающиеся узнали, что такое авторская (бардовская) песня, услышали стихи и песни поэтов: Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого и др. Ребята сделали вывод, что авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова… Развлекательная песня - явление музыкальное, авторская песня - прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей…
Размышляли над вопросом «Рок – поэзия или музыка?» на нетрадиционном уроке литературы обучающиеся группы № 10 по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Проследив становление русского рока от его истоков до сегодняшнего времени, прослушав стихи и песни известных рук-групп «Машина времени», «ДДТ», «Кино», «Чайф», «Алиса», ребята сделали вывод: поэт, как в зеркале, отражает человеческую жизнь и позволяет увидеть то, что без зеркала незаметно – например, досадные ошибки, которые люди вновь и вновь совершают. Рок-поэзия кричит нам об общественных и нравственных проблемах. Урок был эмоциональным, в конце его ребята активно подпевали исполнителям песню «Небо славян».