Сделать домашней|Добавить в избранное
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 
Главная страница » Учебно-воспитательная система » Программа организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся
на правах рекламы
Добр!

Программа организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся

Автор: Admin от 10-02-2013, 00:00
  • 0

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

 

 

ГБОУ НПО РО ПУ № 87

 

 

 

 

 

 

Программа

организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ №87

 

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ



Актуальность программы

 

За последние годы по данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой и совершивших попытки суицида, остаётся одним из высоких показателей в стране. Попытки суицида (суицид) подростков совершаются из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих, дискриминации, связанной с ВИЧ-инфекцией. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл в жизни дети. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Так же причиной попыток суицида может быть алкоголизм и наркомания, индивидуальные психологические особенности обучающихся, внутриличностный конфликт.

Изучение проблемы суицида (попытки суицида) среди подростков училища показывает, что в целом ряде случаев решались на самоубийство или попытки суицида в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов, близких на свои проблемы.

Таким образом, появилась проблема в масштабе страны, области, района и нашего образовательного учреждения. Для решения проблемы необходима программа по созданию профилактики суицидальных проявлений.

 

Программа направлена на помощь обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, по нескольким принципам:

- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.

- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого подростка.

- Принцип ориентации на зону ближайшего окружения каждого обучающегося.

 

Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида (суициду) категорией является категория обучающихся различных «групп риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети-сироты, подростки страдающие различными заболеваниями. Дети-сироты уже изначально являются «группой риска», склонной к суициду. Предпосылками являются: отягощенная наследственность, социально-психологическая дезадаптация, нарушение или отсутствие общения с семьёй, эмоциональная депривация. На фоне этого у подростков-сирот развивается эмоциональная нестабильность, снижение уровня самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и т. д. Поэтому попытки суицида данного контингента не исключены. Чаще всего наблюдается демонстративное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение встречается гораздо реже.

 

 

Комплексно-целевая программа рассчитана на 3 года, для обучающихся в возрасте от 15-22 лет.

 

Цель программы

 

Адаптация обучающихся к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении).


Задачи

- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

- Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

- Создание системы педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации.

- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов учащихся.

 

Ожидаемый результат

 

Критерии эффективности

 

Показатели

Методика изучения

Сформированность потребности

в улучшении физического и

 психического здоровья

% обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности;

% обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках.

Педагогическое наблюдение Методика «Шкала тревожности» Филипса

Оценка личностных особенностей

Оптимизация взаимоотношений в семье,

 в ученическом коллективе;           

% обучающихся, успешно прошедших адаптацию;

% высоких оценок психологического климата в коллективе, семье;

Наблюдение

Тестирование «Социометрия», «Самооценка», «Общителен ли я?», «Оценка отношений подростка с группой», «Детско-родительские отношения»

 

Снижение процента агрессивности, конфликтности;

% обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности;

Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями

Методика «Состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки

Методика «Дом-Дерево-Человек

 

 

Механизм реализации программы

1. Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится в 2 раза в год.

2. Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, тестирования.

3. Система воспитательной работы (классные часы, беседы, диспуты, дни здоровья);

4. Совместная работа с учреждениями города КПДН, отдела  МВД Тарасовского района, МБУЗ ЦРБ, МУП «РДК», МУП «ЦРБ»: лекции, консультации, индивидуальные собеседования, направленные на улучшение эмоционального состояния обучающихся, профилактику заболеваний ИППП/ ВИЧ/ СПИД, реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Основные направления деятельности

- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

- Работа с подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

- Работа с неблагополучными семьями.

 

Содержание основных понятий

 

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

 

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

 

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

 

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

 

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

 

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

 

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

 

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

 

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

 

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

 

План мероприятий по предупреждению суицидальных проявлений


Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних

2

Составление базы данных по социально неблагополучным детям и подросткам

Ежеквартально

Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних

3

Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий с обучающимися, состоящими в «группе риска»

В течение года

Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних, ДЮСША, ДДТ

4

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот

В течение года

Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних, медсестра, отдел по работе с молодежью администрации Тарасовского района

5

Внедрение и реализация системы просвещения обучающихся по профилактике вредных привычек

В течение года

Зам.директора по УВР, мастера п/о, рук.физвоспитания

6

Проведение цикла мероприятий (беседы, диспуты, тренинги, классные часы, уроки и т.д.) на темы:

 - в поисках хорошего настроения;

 - профилактика вредных привычек;

 - учимся снимать усталость;

 - толерантность-этика будущего;

 - способы преодоления тревоги;

 - способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями;

 - стресс в жизни человека  (способы выхода из стрессовых ситуаций)

  - способы саморегуляции эмоционального состояния "Как сказать «Нет»!";

 - не сломай свою судьбу! (подроcток и наркотики) и др.

 

В течение года, согласно планам

Зам.директора по УВР, мастера п/о, библиотекарь, воспитатели, рук.физвоспитания

7

Проведение мероприятий игровой направленности по обеспечению психолого-педагогической поддержки обучающихся по следующим тематикам:

  - игра "В чем смысл жизни?";

 - "Ты и я - такие разные";

 - "Барьеры непонимания";

 - "Нарисуй подарок самому себе" (по повышению самооценки) и др.

В течение года

Зам.директора по УВР, мастера п/о, библиотекарь, воспитатели, рук.физвоспитания

8

Доведение информации до сведения обучающихся о номере общероссийского телефона доверия

сентябрь

Зам.директора по УВР

9

Проведение бесед для педагогов согласно следующим тематикам:

 - суицид и меры профилактики;

- психологический климат в группах;

–профилактика конфликтных ситуаций в подростковой и молодежной среде;

 - рекомендации ИПР по индивидуальному подходу к обучающимся.         

В течение года

Зам.директора по УВР

                       

Литература

  1. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде).
  2. Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
  3. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
  5. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
  6. Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
  7. Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток".
  8. Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september

Теги: обучающихся, суицида, Замдиректора, мастера, жизни, течение, самоубийство, человека, несовершеннолетних, подростков, профилактики, каждого, личности, Проведение, инспектор, семей, попытки, мероприятий, способы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.