Сделать домашней|Добавить в избранное
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
  • Год педагога
  •  
    Главная страница » Учебно-воспитательная система » Программа организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся
    на правах рекламы
    Добр!

    Программа организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся

    Автор: Admin от 10-02-2013, 00:00
    • 0

    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

     

     

    ГБОУ НПО РО ПУ № 87

     

     

     

     

     

     

    Программа

    организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ №87

     

    ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ



    Актуальность программы

     

    За последние годы по данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой и совершивших попытки суицида, остаётся одним из высоких показателей в стране. Попытки суицида (суицид) подростков совершаются из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих, дискриминации, связанной с ВИЧ-инфекцией. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл в жизни дети. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Так же причиной попыток суицида может быть алкоголизм и наркомания, индивидуальные психологические особенности обучающихся, внутриличностный конфликт.

    Изучение проблемы суицида (попытки суицида) среди подростков училища показывает, что в целом ряде случаев решались на самоубийство или попытки суицида в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов, близких на свои проблемы.

    Таким образом, появилась проблема в масштабе страны, области, района и нашего образовательного учреждения. Для решения проблемы необходима программа по созданию профилактики суицидальных проявлений.

     

    Программа направлена на помощь обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, по нескольким принципам:

    - Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.

    - Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

    - Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого подростка.

    - Принцип ориентации на зону ближайшего окружения каждого обучающегося.

     

    Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида (суициду) категорией является категория обучающихся различных «групп риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети-сироты, подростки страдающие различными заболеваниями. Дети-сироты уже изначально являются «группой риска», склонной к суициду. Предпосылками являются: отягощенная наследственность, социально-психологическая дезадаптация, нарушение или отсутствие общения с семьёй, эмоциональная депривация. На фоне этого у подростков-сирот развивается эмоциональная нестабильность, снижение уровня самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и т. д. Поэтому попытки суицида данного контингента не исключены. Чаще всего наблюдается демонстративное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение встречается гораздо реже.

     

     

    Комплексно-целевая программа рассчитана на 3 года, для обучающихся в возрасте от 15-22 лет.

     

    Цель программы

     

    Адаптация обучающихся к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении).


    Задачи

    - Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

    - Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

    - Создание системы педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации.

    - Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов учащихся.

     

    Ожидаемый результат

     

    Критерии эффективности

     

    Показатели

    Методика изучения

    Сформированность потребности

    в улучшении физического и

     психического здоровья

    % обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности;

    % обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках.

    Педагогическое наблюдение Методика «Шкала тревожности» Филипса

    Оценка личностных особенностей

    Оптимизация взаимоотношений в семье,

     в ученическом коллективе;           

    % обучающихся, успешно прошедших адаптацию;

    % высоких оценок психологического климата в коллективе, семье;

    Наблюдение

    Тестирование «Социометрия», «Самооценка», «Общителен ли я?», «Оценка отношений подростка с группой», «Детско-родительские отношения»

     

    Снижение процента агрессивности, конфликтности;

    % обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности;

    Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями

    Методика «Состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки

    Методика «Дом-Дерево-Человек

     

     

    Механизм реализации программы

    1. Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится в 2 раза в год.

    2. Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, тестирования.

    3. Система воспитательной работы (классные часы, беседы, диспуты, дни здоровья);

    4. Совместная работа с учреждениями города КПДН, отдела  МВД Тарасовского района, МБУЗ ЦРБ, МУП «РДК», МУП «ЦРБ»: лекции, консультации, индивидуальные собеседования, направленные на улучшение эмоционального состояния обучающихся, профилактику заболеваний ИППП/ ВИЧ/ СПИД, реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

    Основные направления деятельности

    - Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

    - Работа с подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

    - Работа с неблагополучными семьями.

     

    Содержание основных понятий

     

    Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

     

    Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

     

    Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

     

    Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

     

    Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

     

    Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

     

    Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

     

    Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

     

    Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

     

    Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

     

    План мероприятий по предупреждению суицидальных проявлений


    Содержание работы

    Сроки

    Ответственный

    1

    Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

    В течение года

    Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних

    2

    Составление базы данных по социально неблагополучным детям и подросткам

    Ежеквартально

    Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних

    3

    Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий с обучающимися, состоящими в «группе риска»

    В течение года

    Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних, ДЮСША, ДДТ

    4

    Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот

    В течение года

    Зам.директора по УВР, мастера п/о, инспектор по делам несовершеннолетних, медсестра, отдел по работе с молодежью администрации Тарасовского района

    5

    Внедрение и реализация системы просвещения обучающихся по профилактике вредных привычек

    В течение года

    Зам.директора по УВР, мастера п/о, рук.физвоспитания

    6

    Проведение цикла мероприятий (беседы, диспуты, тренинги, классные часы, уроки и т.д.) на темы:

     - в поисках хорошего настроения;

     - профилактика вредных привычек;

     - учимся снимать усталость;

     - толерантность-этика будущего;

     - способы преодоления тревоги;

     - способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями;

     - стресс в жизни человека  (способы выхода из стрессовых ситуаций)

      - способы саморегуляции эмоционального состояния "Как сказать «Нет»!";

     - не сломай свою судьбу! (подроcток и наркотики) и др.

     

    В течение года, согласно планам

    Зам.директора по УВР, мастера п/о, библиотекарь, воспитатели, рук.физвоспитания

    7

    Проведение мероприятий игровой направленности по обеспечению психолого-педагогической поддержки обучающихся по следующим тематикам:

      - игра "В чем смысл жизни?";

     - "Ты и я - такие разные";

     - "Барьеры непонимания";

     - "Нарисуй подарок самому себе" (по повышению самооценки) и др.

    В течение года

    Зам.директора по УВР, мастера п/о, библиотекарь, воспитатели, рук.физвоспитания

    8

    Доведение информации до сведения обучающихся о номере общероссийского телефона доверия

    сентябрь

    Зам.директора по УВР

    9

    Проведение бесед для педагогов согласно следующим тематикам:

     - суицид и меры профилактики;

    - психологический климат в группах;

    –профилактика конфликтных ситуаций в подростковой и молодежной среде;

     - рекомендации ИПР по индивидуальному подходу к обучающимся.         

    В течение года

    Зам.директора по УВР

                           

    Литература

    1. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде).
    2. Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
    3. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
    4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
    5. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
    6. Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
    7. Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток".
    8. Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september

    Теги: обучающихся, суицида, Замдиректора, мастера, жизни, течение, самоубийство, человека, несовершеннолетних, подростков, профилактики, каждого, личности, Проведение, инспектор, семей, попытки, мероприятий, способы

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии:

    Оставить комментарий
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.